К 110-летию со дня рождения Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова
Есть в нашем журнале добротная рубрика «На злобу дня». Отдельный материал для неё – за нами, тем более что русские писатели обязаны реагировать на ближних и дальних мракобесов, безнаказанно охаивающих Святую Рать освободителей Родины, Европы и Азии от фашистско-самурайского ига агрессоров. Мы напомнили о рубрике потому, что слишком часто по месту рождения авторов и уважаемого «Орловского военного вестника» завитало озвучивание нового вульгаризма «всё, что вы делаете, не литература», из уст чинуш, штемпельно гласящих о ветеранах войн: «их становится всё меньше»…
Не будем пока называть фамилии. Ничего личного. Только факты. Разве мог представить шалун из Каменец-Подольского Серёга Горшков, что за полувек от его рождения охлократы РФ введут трафарет отписок обществу: «не моя строчка», «профицит и дефицит бюджета», «рассмотрим в будущем году» (а людям было надо помочь в годы 50-ти, 60-ти, 70-летий Победы, в годы культуры, русской литературы, библиотек, в наступивший Год Памяти и Славы)???
Раньше и поныне моряки региона и ЦФО в шоке, узнав о попытке «торпедирования» нашей книги к 200-летию И.К.Айвазовского «Адмирал кисти» под формулировкой: «Орловщина без моря. У неё нет кораблей, портов, баз»… Вычеркнуто, что область дала на пользу и оборону СССР тысячи защитников в рядах всех Флотов ВМФ Отчизны! Правы офицеры, мичманы, старшинский и матросский состав, говоря, что нельзя выходить на праздники ВМФ РФ без иконы Фёдора Ушакова…
Итак, родился Серёженька 13 февраля 1910 года по старому, а сделали – 26-го по новому стилю. Далеко через годы, сквозь горизонты морей и океанов, пройдя мины и маяки, он прославит родную Подольскую губернию. И в штили, и в шторма, по фарватеру и вне фарватера, на полном ходу или на якоре, Горшков останется на первых ролях ВМФ Советского Союза, ибо, будучи боевым адмиралом, стоял у истоков рождения ракетно-ядерного (надводного и подводного) Флота.
Каменец-Подольский и позднее Коломна – тоже не близки до морей. Рос пацан на традициях большинства сверстников, но, очевидно, выдвинулся вперёд раньше их, поскольку мать и отец проторили сыновью дорогу, трудясь преподавателями в школах. Рыбалка – с уловом и без, синяки от потасовок, заплывы «на дальность» в прудах и реках, первая любовь – всё было, по ходу жизни и взросления. Примечательно, что уже тогда юноша увлёкся математикой и физикой в гимназии. Окончив её, Горшков обучался в Ленинградском университете по тем же предметам, однако долго в его стенах не задержится…
Устояв в сражениях с белыми, повстанцами Православия и Ислама, в рубке с интервентами, подавив бунты крестьян в годы Гражданской, после войны большевики активизируют приём и призыв молодёжи в РККА, РККФ, в ряды Морских Сил Республики Советов. Осенью 1927-го Сергей отдал долг Родине по Присяге, затем обучался в ВМУ им.М.В.Фрунзе, успешно закончив его в начале 30-х годов.
«С историей отечественного флота связаны имена выдающихся деятелей науки и искусства, – всегда и всюду подчёркивал Сергей Георгиевич. – Мы помним и чтим Макарова, Станюковича, Римского-Корсакова, Айвазовского, Жуковского, Можайского, Крылова, Новикова-Прибоя, Соболева и многих других, чьими талантливыми произведениями и великими открытиями гордится наша страна…
Наша Родина не только самая обширная по территории, но и самая крупная морская держава. Один из важных компонентов морской мощи – хорошее знание морей и океанов. Россия и её военные моряки вписали много ярких страниц в историю географических открытий и мореплавания, в науку об океанах. Это открытие Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым Антарктического материка, выдающиеся океанографические исследования С.О.Макарова на корвете «Витязь», исследования в Арктике В.А.Русанова, Г.Я.Седова, А.И.Вилькицкого. На географические карты нанесены многочисленные русские названия островов, архипелагов, проливов и морей».
После учёбы 31-летнего лейтенанта направят на эсминец «Фрунзе» под флаг МС Чёрного и Азовского морей, лидером вахты миноносца (кстати, в текущем феврале исполняется 135 лет со дня рождения М.В.Фрунзе, но пока – нигде – ни слова о Герое РККА). Накоротке будущий адмирал прослужит его штурманом, а по мартовской капели 1932-го С.Г.Горшкова «перебрасывают» на только что основанный ТОФ, на пост штурмана минзаградителя «Томск». Спустя два года «возмужания» – он флагман бригады кораблей в области траления и минзаграждения. На очередную Годовщину Октябрьской революции краснофлотец вступает на палубу сторожевика «Бурун», его командиром. Ранней весной трагичного для многих моряков 1937-го, командование Морских Сил, оценивая заслуги и успехи Сергея, доверяет ему командовать экипажем стремительного эсминца «Разящий».
В том же году товарищ Горшков блеснул знаниями и талантом, пройдя ускоренные спецкурсы командного состава ВМФ. В октябре его назначают начальником штаба ТОФ. На сверхответственной должности он прослужит до мая 1938-го, ежедневно сокрушаясь от катастрофических репрессий (и их последствий), накрывших ВМФ тройным «цунами» …
На протяжении десятилетий предадут забвению имена и заслуги выдающихся флотоводцев, флагманов всех рангов, умниц дворянско- крестьянско-рабочего рода, основателей Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского Флотов, речных и озёрных флотилий – Э.С.Панцержанского, В.М.Орлова, М.В.Викторова, К.И.Душенова, П.Е.Дыбенко, И.М.Лудри, Г.С.Окунева, И.К.Кожанова, Р.А.Муклевича, Г.П.Киреева, Г.П.Галкина, А.В.Васильева, Г.Г.Виноградского. Великолепные опытные моряки, умом и сердцем способствовали рождению всего, чему желают семи футов под килем. Бескозырочная «полосатая» братва – жестокое орудие диктатуры пролетариата на воде и суше – не спасла инженер-флагманов: начальника Управления кораблестроения Морских Сил РККА Б.Е.Алякрицкого, почти его однофамильца, начальника НИИ военкораблестроения того же Управления Н.В.Алякринского, бывшего лидера флотилий на Волге и Каспии Ф.Ф.Раскольникова, вынужденного эмигрировать и ответить чудовищному произволу публикацией «Как меня сделали врагом народа»…
К бесконечной боли потомков, среди новомучеников «культового порядка» – командующий Амурской флотилией И.Н.Кадацкий-Руднев, член Военсовета СФ корпусной комиссар П.П.Байрачный, лидер 1-й бригады субмарин ЧФ флагман II ранга Г.В.Васильев. До сих пор мало что известно послевоенному поколению о судьбах именитых флотских военачальников: главы научно-технического Комитета по кораблестроению при УВМС РККА Н.И.Игнатьева; бывшего командира ЛК «Парижская коммуна» и начальника кафедры боеподготовки ВМА К.И.Самойлова; командующего Флотом А.К.Векмана и профессора по общей тактике ВМА, автора «Боевого устава» М.А.Петрова. Затрудняемся ответить, могли ли быть помилованы в рукотворном «Мальстрёме» – экс-начальник Техуправления УВМС инженер по кораблестроению Н.И.Власьев, секретарь и опытный издатель «Красного Балтийского Флота» В.Морозов, флагман дивизии ЛК Балтфлота С.П.Ставицкий, бывший командир «Червоны Украины» и «Октябрьской революции» Н.Н.Несвицкий и многие другие ветераны Императорского Флота России, последующие за ними флотоводцы Страны Советов…
«Избранной пятёрке» ВКП(б) и лично «великому» И.В.Сталину накануне Трагедии XX века – Второй Мировой, «помешают» бывший замнаркома по военно-морским делам И.С.Уншлихт, офицер связи ЧФ А.П.Фабель, начальник ВВС КБФ М.А.Горбунов, командующий ВВС ТОФ товарищ Никифоров, начальник Главморштаба, замнаркома ВМФ Л.М.Галлер и, к печальному сожалению, очень многие другие, чьи знания и опыт понадобятся до 1 сентября 1939 года…
Беспрецедентное в истории Человечества «явление» поставило Родину, в глазах Планеты, перед ужасающе-позорным фактом: к началу 1940-го Высший личный состав РККА и флагманов четырёх Флотов, а также руководство флотилий, оказался почти полностью обезглавленным. Следует вечно помнить, что в те же годы пострадали вместе с семьями дивизионные инженеры, политруки и комиссары, капитаны всех рангов, интенданты, тысячи сотрудников Наркоматов, от которых зависело их вооружение-перевооружение. Стремительно-внезапная вероломная «гильотина» – ОГПУ-НКВД-НГБ – пойдёт «на демонтаж» вслед за жертвами, оказавшись под очередным свинцовым «шквалом» «правдолюбцев от партии»…[1]
Во второй половине 30-х, Страна Социализма, карая «врагов народа» рычагами режима, потеряет свыше 44.000 соотечественников, задействованных в Вооружённых Силах. Нереально подобрать слова- эпитеты, чтобы досконально раскрыть ту обстановку, в которой «крутились» день-ночь командующие КБФ, КЧФ, ТОФ, КСФ, адмиралы В.Ф.Трибуц и В.Ф.Октябрьский, И.С.Юмашев и А.Г.Головко. Исключено думать, что «было легче» командующим и политработникам Волжской, Каспийской, Азовской, Дунайской, Пинской, Амурской флотилий (вспомните хотя бы х/ф «Где 042-й?»).
Хужее худшего, что всесоюзные репрессии происходили тогда, когда А.Гитлер «поднял на дыбы» Третий Рейх, полностью перевооружив Вермахт, Панцерваффе, Люфтваффе, Кригсмарине, Абвер, СС и СД, Гестапо и Гитлерюгенд. Был создан агрессивный триумвират «Берлин-Рим-Токио». Немцы начали обкатывать оружие, поддержав Ф.Франко в Испании. Чернорубашечники Б.Муссолини бесчинствовали в Северной Африке. Императорская Япония застряла по пояс в преступлениях в Маньчжурии, Китае, Корее, планировала инциденты на Советском Дальнем Востоке…
Новый нарком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов, своевременно назначенный вместо предшественников, виновных в репрессиях П.А.Смирнова и М.П.Фриновского, будучи «омытым» водой войны на посту военно-морского атташе и главморсоветника Республиканских ВМС, через годы, в книге «Накануне», напишет истину вне Устава ВМФ:
«Посты у нас могут быть разные, но все мы – адмиралы, офицеры, матросы – люди одного, советского общества, интересы у нас одни и те же. Этим сознанием должен быть пронизан каждый поступок командира, каждая его мысль. Бывает, командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда и никому не прощают!».
Горшкову посчастливилось избежать ГУЛАГа по поговорке «родился в тельняшке», поскольку при буксировке эсминца «Решительный» во Владивосток на переходе из Комсомольска-на-Амуре, корабль разорвало натрое из-за его выброски на скалы. Возможно, от трибунала косвенно «спасли» банзайные японцы, ведь такие как командир бригады эсминцев ТОФ С.Г.Горшков были позарез нужны в ходе отражения агрессивных самураев близ озера Хасан в 1938 году.
Капитан III ранга возглавит 7-ю морскую бригаду кораблей, которые конвоировали транспорты от Владивостока до бухты Новгородская. На судах перебрасывались боетехника и войска, а назад – раненые. Экипажи ходили в дозор в устье реки Тюмень-Ула и вокруг острова Фуругельм. Команда сторожевика «Метель» из «горшковской» бригады» отличится под началом старлейта М.Г.Беспалова проводкой трёх конвоев из Владивостока в залив Посьет, а также спасением первых раненых в боях с японцами. Моряки выручили пилотов двух повреждённых самолётов, за что были удостоены Почётными знаками «Участник Хасанских боёв».
На следующей год Сергей Георгиевич возвращается в состав КЧФ, где командует вверенной ему бригадой эсминцев. Впоследствии капитану доверяют бригаду крейсеров, причём параллельно Горшков проходит заочное обучение на Курсах усовершенствования высшего начсостава в ВМА им.К.Е.Ворошилова.
Ввод боеготовности №1 Н.Г.Кузнецовым на кораблях перед началом Великой Отечественной не позволил воздушным, наземным и морским агрессорам совершить даже малый фрагмент разгрома, учинённого палубной авиацией Японии в первый день её войны с ВМС США в Пёрл-Харборе – 7 декабря 1941-го. Николай Герасимович фактически не допустил той чудовищной катастрофы в ВМФ, что свершилась в сухопутных войсках и ВВС в первую неделю войны по всей границе действия огненного вала «Барбароссы». Под командованием С.Г.Горшкова моряки уничтожали крестоносных пиратов в ходе обороны Одессы, особо геройски отличившись участием в высадке знаменитого Григорьевского десанта в сентябре. Ночью 22-го числа 10 катеров, канонерка, два эсминца и два линкора из отряда капитана I ранга Горшкова высадили у Григорьевки почти 2 000 морпехов, в помочь храбрецам, оборонявшим Одессу. Благодаря десанту, поддержке авиации ЧФ, огню корабельной и береговой артиллерии, Приморская армия уничтожила около 2 000 оккупантов. Поверженный враг отступил от города и его значимого порта на пять-восемь километров. Руководил операцией командующий эскадрой контр-адмирал Л.А.Владимирский, морпехами – капитан К.М.Корень, 157-й стрелковой дивизией, доставленной из Новороссийска, полковник Д.И.Томилов.
В середине осени 1941-го решительного моряка направляют командовать экипажами плавединиц Азовской военфлотилии, воссозданной в июле того же года с привлечением кораблей КЧФ. Дислоцируясь в Мариуполе, она обладала несколькими дивизионами сторожевиков и тральщиков, а также массой катеров и речными кораблями, приписанными к базе в Ростове-на-Дону. От предшественника, капитана I ранга А.П.Александрова, новый флагман флотилии унаследовал части морпехов, батареи береговой обороны, авиагруппу, речников, известных как отдельный Донской отряд.[2]
Под предводительством С.Г.Горшкова «азовцы» крушили и истребляли неприятеля по мере прохождения Донбасско-Ростовской и Керченско-Феодосийской (оборонительной и десантной) операций, сошли в бессмертие, обороняя Кавказ. Однако противник был силён и жесток, ибо ещё до названных операций вынудил флотилию отойти в Ейск и Приморско-Ахтарск. «Горшковцы» поддерживали воинов 51-й и 9-й армий, перевозили войска Крымского фронта, помогли героям 56-й армии форсировать покрасневший от крови Дон. Безграничную отвагу и самопожертвование проявили морпехи флотилии, оборонявшие Таманский полуостров.
В начале сентября 1942-го соединение привлекают на защиту Новороссийского района, где не обошлось без тяжких утрат и потерь. Пока собирались корабли и обновлённый плавсостав для заново формируемой флотилии, Сергей Георгиевич – член Военсовета, замещал командующего Новороссийским оборонительным районом на море, участвовал в боях не только на «Малой Земле». Никогда и нигде за годы Священной войны контр-адмирал не будет руководить солдатами и офицерами целой армии (может быть, поэтому, С.Г.Горшкова очень ценил Л.И.Брежнев)…
Возрождённая в январе-феврале 1943-го, Азовская военфлотилия вновь вспенивает винтами волны Черноморья и ведёт огонь по агрессорам. До апреля 1944-го, моряки под стягом командующего, вели бои не только в море. Благодаря смельчакам, «чёрная смерть» наводила ужас, громя немчуру в Таганроге, Мариуполе, Осипенко. Юркие бронекатера не давали покоя днём и ночью, «разрывая узлы» взаимодействия Кригсмарине и Королевских ВМС Италии, многократно вступая в пулемётно-пушечные поединки с торпедоносцами, бомберами, «рамами», гидропланами, истребителями Люфтваффе. «Азовцы» не раз выручали армейцев в ходе Донбасской и Новороссийско-Таманской операций. В памяти живых навсегда запечатлятся потери и победы в водах Азовья под косой Вербяной и Темрюком. «Горшковская братва» десантировала 56-ю Армию под Керчью (Керченско-Эльтингенская операция), участвовала в выброске-доставке трёх важных десантов на побережье Крыма по январской стуже 1944-го…
Авторы кратко коснулись тех событий в очерках «Полундра» Николая Дубковского», «Дерзкие рейды морпехов Ильи Тесленко», «Герой Лаврищев», за что получили Благодарность от Правительства, Министерств образования и культуры Республики Крым. До и после возвращения полуострова в Россию, мы всегда призывали соотечественников глубже интересоваться славной историей Родины по книгам: «Десант на Эльтинген» В.Ф.Гладкова, «В огне передовых линий» К.И.Провалова, «Восемнадцатая армия в сражениях за Родину», «Через три года войны» И.В.Тюленева, «На флотах боевая тревога» Н.Г.Кузнецова. Проводятся сотни конкурсов, но по странным причинам, после «Воениздата» к 80-летию Второй Мировой и к 75-летию Победы никто не переиздаёт (в новом, не обязательно в компьютерном оформлении) архиважную литературу по истории ВМФ СССР – «Сражающаяся Одесса», «Героический Севастополь», «Крылья над морем», «Атакуют подводники», «Морская пехота в боях за Родину» замечательных авторов И.И.Азарова, П.А.Моргунова, П.Н.Иванова, В.И.Дмитриева, Х.Х.Камалова. Несколько изданий переживёт фолиант «Краснознамённый Черноморский флот». Боевой путь Азовской военфлотилии исследовали А.Е.Черцов и А.В.Свердлов, чьи работы вышли в Донецке и Москве в далёких 1962-1966 годах. Тысячи пацанов мечтали стать моряками (и стали ими!), зачитав до дыр произведения Н.П.Вьюненко «Черноморский флот в Beликой Отечественной войне», В.А.Алафузова «Доктрины германского флота», Г.И.Ванеева «Черноморцы в Великой Отечественной войне», не говоря про периодический «Морской сборник» и флотские газеты…[3]
Весна 1944-го ознаменовалась для С.Г.Горшкова и его сослуживцев переформированием Азовской флотилии в Дунайскую, пополненную кораблями, катерами, личным составом. Соединение вело свою историю с ноября 1917-го, но было расформировано в связи с утратой кораблей, оказавшихся в руках германских и австрийских интервентов. За год до нападения германских полчищ на СССР – Дунайскую флотилию возродили. В связи с угрозой и советской доктриной, она являла собою отнюдь не «устарелость», а мощь речников: 30 сторожевых катеров, 22 бронекатера, 5 мониторов, шесть полуглиссеров, 7 катеров-тральщиков. Дополнительно к этим дивизионам и отрядам, флотилия обладала отдельным дивизионом ПВО, авиаэскадрильей, шестью батареями береговой артиллерии, пулемётной и стрелковой ротами. «Дунайцам» доведётся воевать не только по реке рождения, но и вести оборону в водах Южного Буга, Днепра, Керченского пролива. Только в наитрагичнейшем июне 1941-го они помогли высадке четырёх тактических десантов…
До августа злопамятного года флотилию «водил» контр-адмирал Н.О.Абрамов, с сентября по ноябрь – контр-адмирал А.С.Фролов. Когда наши армии вышли к Днестру, было принято решение основать фактически 3-ю Дунайскую военфлотилию, включив в неё «азовцев» С.Г.Горшкова. Теперь контр-адмирал командовал плавсоставом 36-ти бронекатеров, 22-х тральщиков, 18-ти миномётных катеров, второй бригадой из 14-ти бронекатеров, отрядом из 16-ти полуглиссеров. К апрелю 1944-го, под неусыпным контролем Сергея Георгиевича, были окончательно доукомплектованы четыре артбатареи, зенитный артдивизион, отдельный батальон храбрецов-морпехов. Матёрые воины и новобранцы гордились, что воюют под флагом ВМФ и флотоводца, с орденами Красного Знамени и Кутузова I степени на груди…
Боевые заслуги воинов Дунайской флотилии войдут в скрижали истории Великой Отечественной героическим участием во многих операциях окончательной фазы войны во фронтовом товариществе с наземными войсками и ВВС. По воде, под огнём вражеской артиллерии, при налётах Люфтваффе и жесточайшем противодействии «москитного» флота Третьего Рейха, они вышли непобеждёнными из ада Яссо-Кишинёвской, Белградской, Будапештской, Венской операций, помогли родимой пехоте переправиться через Днестровский лиман. Огненные мили или чёрные от потерь и пожарищ вёрсты остались за бортами плавединиц «дунайцев» в процессе кровопролитной и незабываемой высадки 20 стратегически важных десантов. Для них – до последнего вздоха – застрянут в разуме «парольные» наименования отваги и смерти: Жебрияны-Вилково и Килия Новая, Прахово и Радуевац. И сегодня мы мало что знаем подробно о Герьенском, Опатовацком и Вуковарском десантах, как и о причинах неожиданного перевода С.Г.Горшкова накануне Рождества 1945-го с ДВФ на КЧФ, где контр-адмирал встретит Победу, командуя эскадрой. Вместо него флотилию поведёт до финала войны в Европе авторитетный и опытный контр-адмирал Г.Н.Холостяков, отобразивший её подвиги в мемуарах «Вечный огонь».
Живущим 80 лет в мире трудно представить, что военфлотилия на Дунае перевезла почти миллион человек, около 2000 танков и САУ. Речники доставили на нужды наступающих фронтов 450 000 тонн грузов, свыше 7000 пушек и миномётов. «Горшковцы», а за ними «холостяковцы» преодолели смертельный смерч противника, двигаясь против течения великой реки на расстояние более 2000 километров. Пятеро «дунайцев» стали Героями Советского Союза, сотни были награждены боевыми орденами и медалями. Флотилию увековечили её военнослужащие, за что она была удостоена орденами Красного Знамени Кутузова II-й степени, Нахимова I-й степени, Благодарностями и Почётными наименованиями от Верховного Главнокомандования.[4]
Около четырёх лет С.Г.Горшков служил во главе Черноморской эскадры после подъёма Флага Победы над Рейхстагом. В предзимье 1948-го его назначают начштаба КЧФ, с конца лета 1951-го командующим флота на Чёрном море. Какие бы трения не возникали при реализации военно-морской стратегии СССР (а флотоводец был знаком лично со всеми адмиралами державы), он подчёркивал, устно и печатно:
«Наш флот богат кораблями-героями. Увековеченные в памятниках, названиях улиц, новых кораблях, их имена живут в памяти народной. Советские люди высоко ценят доблесть экипажей «Азова» и «Ростислава», «Меркурия» и «Паллады», «Варяга» и «Стерегущего», «Потёмкина» и «Очакова», «Авроры» и «Севастополя», «Пантеры» и «Славы». Золотыми буквами вписаны в летопись Великой Отечественной войны героические дела экипажей линкора «Октябрьская революция», крейсера «Красный Кавказ», лидера «Ташкент», эсминцев «Гремящий», «Стойкий», сторожевика «Туман», подлодок «Щ-422», «М-172», «М-35» и многих других…».
В июле 1955-го автор цитаты – первый зам Главкома ВМФ Советского Союза. Переступив ступень вице-адмирала в Победном году, С.Г.Горшков, награждённый за боевые заслуги перед Отечеством орденами Ушакова 2-х степеней и орденом Красной Звезды в годы ВОВ, потеряет много сил и здоровья на расследование гибели линкора «Новороссийск» (бывшего «Джулио Чезаре»), взорвавшегося на рейде Севастополя в октябре 1955 года. При всей глобальной катастрофичности и версии подрыва «Новороссийска» итальянскими подводниками-диверсантами, «Главчерноморца» возводят в ранг Главнокомандующего ВМФ и зама министра обороны, причём Сергей Георгиевич, как никто, прослужит на этих постах около 30 лет.
За эти десятилетия член партии с 1942 года, кандидат, а затем и член ЦК КПСС, был ценим и уважаем народом, избравшим его депутатом ВС СССР, «своим человеком» от Крыма, Одесской области, Латвии и её Совета национальностей. Высшим признанием населения Союза ССР заслуг боевого адмирала перед страной является присвоение ему звания Почётного гражданина городов: Севастополя и Бердянска, Северодвинска и Ейска, Владивостока.
Разработчик основ морской мощи сверхдержавы, изучив теоретиков В.С.Лисютина, Н.Л.Кладо, В.А.Белли, Б.Б.Жерве, М.А.Петрова, Ф.Х.Коломба и А.Т.Мэхэна, заложил фундамент кораблестроительных программ, вывел свою «формулу» достижения господства на море в условиях войны и мира. Особенностью «морского волка» было не только знание истории ВМФ Отечества, но и его потрясающая энциклопедичность по вопросам становления, доктрин и стратегии ВМС Турции, Англии, Франции, Германии, Испании, Японии и США. Сергей Георгиевич помнил войну по заповеди адмирала С.О.Макарова. Призывал чтить эпистолярное наследие выдающихся моряков Отчизны – А.В.Немитца, Б.П.Хлюстина, В.А.Корнилова, П.С.Нахимова и многих других капитанов и адмиралов, в т.ч. из состава репрессированной «эскадры»…
Вдохновителя дальних походов надводного и подводного флотов под девизом «Из морей – в океаны!» часто звали и называют «любимчиком» КПСС и лично Л.И.Брежнева. Разве могло быть иначе в «эпоху коммунизма»? Как бы «не застаивалась» страна, Леонид Ильич (автор «Малой Земли») многократно посещал корабли – всегда и везде – с Главнокомандующим ВМФ СССР С.Г.Горшковым…
Действительно (без ЦК – «поцелуйности»), если оценивать флотоводца с внешней стороны, по наградам, завистливые «доброжелатели» надувались жабами из числа тех, кто, живя в колодце, не догадывается о бескрайних морских далях. Семь орденов Ленина заслужил С.Г.Горшков с февраля 1953-го по декабрь 1982 года. В мае 1965-го и в декабре 1982 года фронтовика наградили (с каким опозданием!) 1-й и 2-й «Золотой Звездой» Героя Советского Союза. Накануне Первомая 1962-го практик и стратег становится адмиралом флота, 28 октября 1967 года – Адмиралом Флота Советского Союза.
На следующий год его награждают именной шашкой с золотым Гербом СССР и орденом Октябрьской Революции, орденом Возрождения Польши 2-го класса. Отметим, что список наград лауреата Государственной и Ленинской премий – отечественных и иностранных – по-своему «энциклопедия», не считая юбилейных медалей в честь знаковых дат военной истории Вооружённых Сил Отечества.
Глубокоуважаемое Адмиралтейство СССР (и его наследники) поныне разделено по жизненно-профессиональным позициям – одни остались верны замыслам Н.Г.Кузнецова, другие давали Присягу при С. Г.Горшкове. Конечно, океанской державе, учитывая опыт войны в Мировом океане, были обязательны в строю ВМФ тяжёлые, средние, лёгкие авианосцы с любым типом энергетических установок и оснащением их авиакрыла вкупе с новейшими системами сопутствующего на бортах вооружения и радиооборудования. В отличие от С.Г.Горшкова, бывший нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов крепко «цеплялся» по флотским проблемам с И.В.Сталиным и его НКВД-шной камарильей, позже – с представителями «хрущёвской клики», «устиновцами» и «младобрежневцами». Принципиальное правдорубство Николая Герасимовича, увы, отведёт его от дел флотов понижениями, отставкой, чуть ли не домашним арестом с «разрешением» корпеть над подцензурными мемуарами. Мало того, что, впрочем, логично, Н.Г.Кузнецов был весьма в непростых отношениях с элитой Сухопутных войск и ВВС ВМФ.
Сергей Георгиевич считал, что масштабное строительство и развёртывание тяжёлых крейсеров и подводных атомоходов первенствует над постройкой малого числа высокозатратных (и долгоожидаемых) авианосцев. Понятие «Пёрл-Харбор» для ЦК не имело памятного значения – враг был дальше Гавайев, Гуама, «макартуровской» Японии. В то же время перегиб с вводом четырёх типов крейсеров и попытка решить нехватку полноценных авианосцев закладкой авианесущих крейсеров, спустя годы, заклеймятся главной ошибкой С.Г.Горшкова.
Раздробление типов в радиоэлектронике и вооружении привело к расхождению баланса сил между ВМФ СССР и ВМС США (не говоря про школу, состояние, массовость Краснозвёздной палубной (авианосной) авиации). Имело место многолетнее (неофициальное) противостояние между офицерской элитой надводного и подводного флотов. Глобальность развёртывания сил обороны востребовала кардинально авангардных подходов ко всем кораблестроительным программам. Угроза из-за двух океанов ускорила процессы создания, развития и модернизации турбовинтовой и реактивной дальнебомбардировочной морской базовой авиации. Атомизация ВМФ СССР по вооружению и энергетическим установкам являла собой сверхнапряжение ВПК, экономики и прежде всего, титанической сплочённости трудящихся 15 Союзных Республик…
Не раз поспоривший с адмиралами Н.Г.Кузнецовым, И.С.Исаковым, В.А.Алафузовым, В.Л.Богденко, И.М.Капитанцем, В.Ф.Трибуцем, И.С.Юмашевым и другими, Сергей Георгиевич находит время на создание высоко значимых произведений. Перу флотоводца принадлежат поныне актуальные книги «Морская мощь государства», «Военно-Морской Флот», «На страже Отчизны», опубликованные крупными тиражами в Москве в 1976-м, 1977-м и в 1980-м годах. Спустя пару лет в Риге увидит свет познавательная работа Адмирала Флота Советского Союза «Проблемы изучения и освоения Мирового океана». Для многих школьников, студентов, курсантов ВУЗов ВМФ и взрослых читателей, независимо от профессии, она станет настольной книгой.
Задолго до того, как издадут в «Воениздате» последнюю советскую книгу С.Г.Горшкова «На южном приморском фланге (осень 1941 г. – весна 1944 г.)», автор периодически сотрудничал с «Морским сборником». В одном из них Главком высветил недоброжелательство в ходе становления могучего советского ВМФ, призванного защищать завоевания социализма:
«Нашлись у нас весьма влиятельные «авторитеты», считавшие, что с появлением атомного оружия ВМФ полностью утратил своё значение как вид Вооружённых сил, – отмечал адмирал, разумеется, имея в виду не только флотских, но и представителей Армии, Минобороны, КПСС и её ЦК. – По их мнению, все основные задачи в будущей войне можно якобы решать вовсе без участия флота и даже в тех случаях, когда для этого потребовалось развернуть боевые действия на обширных морских и океанских просторах. Нередкими были тогда утверждения о том, что для уничтожения ударных группировок надводных кораблей и даже подводных лодок достаточно одних ракет, размещённых на наземных стартовых установках.
В противоположность установившимся в первые послевоенные годы взглядам на значение совместных действий флота с сухопутными войсками как на одну из основных его задач высказывались мнения полностью отрицавшие необходимость содействия флота сухопутным войскам, проводящим операции на побережье. Считалось, что сухопутным войскам, имеющим ядерное оружие, поддержка с моря не нужна, ибо они своими силами могут с ходу преодолевать водные преграды, а в случае необходимости и бороться с флотом противника, пытающимся нанести по ним удары с моря.
Считалось, что и морские десанты полностью утратили своё значение, а задачи, выполнявшиеся ими ранее, в ракетно-ядерной войне якобы можно решать воздушными десантами или плавающей бронетехникой сухопутных войск. Распространение таких мнений наряду с ещё бытовавшими оборонительными тенденциями не только мешало определению направлений дальнейшего развития флота, но и сдерживало движение вперёд нашей военно-теоретической мысли».
Вперёдсмотрящий флотоводец покинул этот мир 13 мая 1988-го, к счастью, не дожив до последующего развала СССР, его Вооружённых Сил, аннулирования общей военной мощи стран СЭВ. Однако накануне и после 75-летия Победы держав Антигитлеровской коалиции над «Осью Зла» будем помнить напутствия, наследие и заповеди С.Г.Горшкова:
«В каком бы районе Мирового океана ни находились советские корабли, они являются внушительным сдерживающим фактором на пути империалистической агрессии и авантюр и в то же время символом братства и бескорыстной помощи для дружественных свободолюбивых народов, символом величия нашей Родины.
Регулярные дальние плавания военных кораблей, походы атомных подлодок подо льдами Арктики, к Северному полюсу и вокруг света без всплытия на поверхность, полёты нашей морской авиации над широкими океанскими просторами, выполнение в различных районах Мирового океана учебных ракетных, артиллерийских, торпедных стрельб, бомбометаний и других боевых упражнений – вот чем наполнены будни нашего флота. Единство советской военной стратегии, её универсальность – поистине великое достояние наших Вооружённых сил!».
[1] Время рассекретит преступления против своих в книге «Флагманы» (коллектив авторов, «Воениздат», 1991), чей первый набор едва не погубила цензура в 1964 г.
[2] Подробнее см.: В.Булашев. «Речные военные флотилии». М., 1934; «Наставление по боевой деятельности речных флотилий». М. – Л., 1942.
[3] Остаётся актуальным переиздание книг А.В.Басова «Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945. Опыт оперативно-стратегического применения». М., 1980; В.Д.Доценко «Флот. Война. Победа». Спб., 1995.
[4] Детальнее в фактах, лицах, документах см.книгу И.И.Локтионова «Дунайская флотилия в Великой Отечественной войне (1941-1945)». М., 1962.
Виктор Васильевич Рассохин
Сергей Викторович Рассохин
Авторы 47 разножанровых книг, члены Российского Военно-исторического общества, Союзов российских писателей и военных литераторов, организации «Флоту Быть!», постоянные авторы журналов и спецвыпусков «Орловский военвестник» и сценариев к документальным фильмам,
участники Международной конференции «Пушкин и Тургенев», автопробегов по местам Боевой Славы РФ и конкурсов «Герои Великой Победы», дипломанты конкурса «Патриот России» 2018-19 годов