Парад Победы - Мы помним

Парад Победы

Замечательный писатель Всеволод Иванов («Бронепоезд 14-69») был военным корреспондентом. В его архиве сохранились дневниковые записи. Среди них – впечатления о Параде Победы 1945 года.

Оставалось несколько минут до начала парада, построены войска. Взглянешь на них, и подумается, что чувств у человека страшно много, но способности выразить их страшно мало. «Как мне описать всё это, что я вижу?» – воскликнешь, потрясённый картиной Красной площади. Неподвижно замерли знамёна возле каж-дого сводного полка. Деловито, в своихпарадных мундирах, с боевыми орденами – знаками торжества и победы, ходят вдольрядов генералы, вглядываясь лица солдат. Вот генерал-полковник Чуйков, генералыРажников, Кочергин, Брусаков…Фуражки, шлемы лётчиков, каски с вися-чими каплями дождя отбрасывали фосфо-рический отблеск на серебристо-золотые дорожки песка, пересекающие обширноеполе площади. Небо облачно, наполнено влагой, она льётся на священные полянаши, торопя урожай. Ну что поделаешь,если дождь! И примирено глядишь на рассыпчатое серебро в лужицах, по которым шагают люди. Люди! Люди Победы! Прекрасна ты, жизнь! И ничего мы на свете так не любим, какжизнь! Каждый из присутствующих на площади напряжён от радости, от умиления,каждый чувствует в своей душе невыразимую нежность, и каждому хочется взглянутьна тех, кто создал победу, организовал её, кто свергнул в пропасть пьяный и угарныйкошмар, повисший над человечеством и егокультурой, кто обеспечил творческий труди кто обеспечивает его.

Седой академик, молодо сдвинув шляпуСедой академик, молодо сдвинув шляпуна затылок, аплодирует неистово. Рабочий… знаменитая актриса… они стоят боко бок, и оба кричат что-то радостное, вскидывая вверх руки. Изобретатель, музыкант, директор завода, опять рабочий и заего спиной низенькая работница с острымлицом – все восторженно аплодируют счастью человечества, мира. Площадь аплодирует и аплодирует.– Равнение на середину-у! …Оркестры вскидывают долгожданныймарш. Красиво катится он по Красной площади, и под звуки его белый конь под синим чепраком скачет от Спасской башни.Маршал Г.К.Жуков, трижды Герой Советского Союза, едет принимать парад. Вороной конь под пунцовым чепраком, скачетему навстречу. Маршал К.К. Рокоссовский,дважды Герой Советского Союза, командующий парадом, едет с рапортом.Они объезжают войска, и пышное, стройное, залихватское русское «ура» сопрово-ждает их. Казалось, войска только и ждаливозможности закричать это «ура», выразить в нём тотзить в нём тотострый восторг,который онииспытывают, точувство, святое и чистое,что заполняетих сердца, турадость, которой светятся ихглаза. Излучистое, как река,могучее и мощное, как мысль,многозвучноеи многорадостное, как жизнь, и неизбежное, как наша Победа, несётся это «ура» над Краснойплощадью, над прилегающими улицами, несётся над всем миром, несётся как блестящий символ нашего счастья и торжества. Свосхищением слушают это «ура» трибуны.Мавзолей. Все, кто слышит его, слушают ивидят новые города, заводы, дороги, машины, видят лучистые и мерцающие зарницыгрядущего.И хотя «ура» уже затихло, но, кажется,что оно гремит даже тогда, когда маршал Жуков произносит свою речь о победе, отом, как создавалась она и как осуществлялась. И когда маршал заканчивает, затихшее было «ура» встаёт во весь свойгорячий и жаркий, как лето, рост и опятьпалящим, знойным жаром обжигает сердца.И опять так понятна и близка страсть, звенящая в голосе бойцов и офицеров, и понятны слёзы восторга, которые дрожат налицах этих суровых бойцов.Словно камни какого-то грандиозного здания, ложатся один за другим залпыторжественного артиллерийского салюта, и жгучей, яркой молнией прорезает эти саи жгучей, яркой молнией прорезает эти салюты свободный сильный Гимн Советского Союза. 1 400 человек оркестра исполняютего. А затем беспокойный молодой звук трубы даёт сигнал к торжественному маршу! И под жемчужную трель барабана, подголубые звуки литавр двинулись сводныеполки героев.Идёт Парад Победы.… Раздольный и размашистый барабанный бой звучит особенно сладостно иогненно. Двести бойцов, двести героевпод этот звонкий и голосистый бой несутповерженные знамёна.По шёлку и атласу вышиты знаки, знакинасилия, высокомерия, тупости. Это эмблемы фашизма, свастика, эмблемы гитлеровской Германии, те эмблемы, которыехотели вечно нависать над миром. Средиэтих знамён – знамя людоеда, тупого крикуна, личный штандарт Гитлера.И многие из этих знамён были завоёваны при взятии Берлина. И ныне эти знамёна, волочась по камням Красной площади,руками наших бойцов брошены к подножию Мавзолея. Прекрасная, светлая и пылкая Победапринесла их сюда, бросила их к ногам советского народа, бросила их с такой мощью, что никогда отныне не поднимутсяони, как никогда не поднимется фашистская Германия! Идут и идут сводные полки…Когда они равняются с Мавзолеем, сабли офицеров, весело отливая голубым,поднимаются в воздух. Штыки солдат приобретают какую-то особенную чёткость, икажется, что сердца перелились в блесксабель, в сияние этих штыков. И слышитсяв их шаге, в блеске их оружия, в каждомих движении безмерная и благоуханнаярадость Победы, безмерная слава нашейжизни, слава нашего творчества, славанашего Отечества, нашей Советской страны…

Евгений Чаленко, краевед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи
Читать

Он «бил Гудериана»

Михаил Катуков – полководец Великой Отечественной войны, которого офицеры противника называли Генерал-хитрость. «Своим умом и действием победным снискал…