Имя Петра Бринько стоит в одном ряду с именами прославленных асов Второй мировой войны. К 14 сентября 1941 года на его боевом счету было 15 сбитых самолетов противника, причем 2 из них – тараном. И это всего лишь за 2,5 месяца с начала войны.
Петр Бринько родился 17 сентября 1915 года в поселке Мандрыкино, ныне в черте города Донецка, в семье рабочего. Окончил 10 классов и аэроклуб в Запорожье. В 1933 году получил специальность подземного электро слесаря, окончив школу ФЗУ в Донецке.
С 1935 года служил в Военно-Морском Флоте. По окончании Ейской школы военных морских летчиков, был направлен на Тихоокеанский флот. Участник боев с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году и реке Халхин-Гол летом 1939 года. С началом Советско-финляндской войны 1939-1940 годов, переведен в 13-й истребительный авиационный полк (10-я смешанная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота). Летал на разведку, сопровождение бомбардировщиков, штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени.
С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Заместитель командира 2-й авиационной эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка (61-яистребительная авиационная бригада, ВВС Краснознаменного Балтийского флота) лейтенант П. А. Бринько участвовал в обороне Ленинграда, Таллина, защищал полуостров Ханко.
Тогда то и расскрылся в полной мере его боевой характер. 3 июля 1941 года 2 вражеских истребителя неожиданно напали на аэродром. Бринько сумел под огнем поднять свою машину в воздух и набрать высоту. Тут же, над аэродромом, он сбил один из вражеских самолетов. Через день он уничтожил «Юнкерс-88». Вражеские бомбардировщики приблизились в этот раз к аэродрому, используя низкую облачность. Считанные секунды – и самолет Бринько взмыл в воздух. Он дерзко атаковал противника, и вскоре один из самолетов упал на землю.
8 июля, возвращаясь на аэродром после штурмовки вражеских войск, Бринько встретил и атаковал вражеский бомбардировщик незнакомой конструкции. Моторные гондолы придавали ему вид Ju-88, а двухкилевой хвост – Ме-110. Петр Бринько со второй атаки сбил этот воздушный гибрид, и тот плюхнулся в воду. Летчики погибли. Затонувший самолет извлекли из воды и установили на центральной площади Ханко.
Как потом выяснилось, это был разведчик Ju-86.24 июля 1941 года в воздушном бою надальних подступах к Ленинграду (в районе поселка Лагсберг) на самолете И-16тип 29, исчерпав боеприпасы, таранны мударом сбил вражеский самолет Ме-110. Сам же произвел посадку на поврежденном самолете. Товарищи восхищались храбростью и боевым умением Петра, учились у него летному мастерству. Таким же отважным и умелым пилотом были его боевой товарищ – ведущий парыАлексей Антоненко, с которым Бриньколетал с первых дней войны. 14 июля 1941 года, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, им обоим присвоили звание Героя Советского Союза. А через два дня это памятное событие было отмечено новыми победами отважных летчиков.
На рассвете 16 июля в землянку, где спали Антоненко и Бринько, вбежал дежурный и сообщил, что два финских «Фиата» приближаются к аэродрому. Через несколько минут друзья были уже в воздухе. А еще через 10 минут оба «Фиата» догорали на земле…
Все свои победы балтийский ас одержал на истребителе И-16. Самолеты этого типа вынесли на себе самый тяжелый – начальный – период войны. Тогда они уже не были самыми современными, так как обладали скоростью не более 465 км/час. Однако довольно высокая маневренность и хорошее вооружение давали им возможность успешно противостоять новейшим вражеским истребителям.
23 июля Антоненко и Бринько вылетели на разведку. Выполнив задание, они решили заглянуть на базу вражеских гидросамолетов. Сделав несколько стремительных заходов, друзья подожгли 4 гидроплана, а вернувшись домой, доложили своему начальству о результатах разведки. Вечером, в сопровождении двух «Чаек», они повторили налет на морскую базу противника. В этот же день, в воздушных боях, Бринько сбил еще два вражеских самолета.
2 августа Петр Бринько одержал свою очередную победу – сбил финский истребитель Fokker D-XXI, а 7 августа, в районе аэродрома Даго, уничтожил бомбардировщик Ju-88.
Утром 5 сентября 1941 года Бринько, в паре со своим ведомым лейтенантом Мальцевым, вылетел по тревоге на отражение налета вражеской авиации на аэродром Низино (Ленинградская область). Набрав высоту, они обнаружили 18 Ме-110. Бринько с ходу пошел в атаку на ведущего группы. На помощь своему командиру бросились сразу четыре «Мессершмитта». Мальцев меткой очередью сбил одного из них. В это время успели взлететь еще несколько наших истребителей. Завязался ожесточенный бой. Вскоре у Бринько кончились патроны, и он решил таранить идущего в лобовую атаку врага. Ме-110 перестал стрелять, резко отвернул, и тогда Бринько, сделав разворот, прочно сел ему нахвост. Расстояние между самолетами резко сокращалось. Бринько убрал газ, немного потянул ручку на себя и нанес удар винтом по «Мессершмитту». Потом выключил мотор и произвел посадку на своем аэродроме. Это была его 12 победа, за которую он награжден орденом Красного Знамени.
Петр Бринько погиб 14 сентября 1941 года, получив многочисленные ранения осколками зенитных снарядов. При попытке совершить посадку подбитый самолет задел крылом опору ЛЭП и упал… К тому времени он совершил более 100 успешных боевых вылетов, имел на своем боевом счету 15 воздушных побед, сжег 1 аэростат-корректировщик. [По некоторым источникам имел 14 сбитых самолетов и 1 аэростат. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 6 групповых побед летчика].
Похоронен в братской могиле летчиков, погибших при защите Ленинграда. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. В поселке Жилгородок, неподалеку от деревни Низино Ломоносовского района Ленинградской области, установлен памятник-обелиск, на котором первой высечена его фамилия. Именем Героя названа одна из улиц в Донецке и Ленинграде.
Нашахте № 29 установлена мемориальная доска.Из книги М. Ю. Быкова «Победы сталинских соколов».
Изательство «ЯУЗА – ЭКСМО»