5-летняя узница Освенцима
11 апреля во всем мире отмечается памятная дата – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.
Начиная с 1933 года в нацистской Германии появились концентрационные лагеря, «лагеря смерти», «фабрики смерти». Во время Второй мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер, «неполноценных» народов. Первый фашистский концентрационный лагерь – Дахау. Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно. Всем известный лагерь Бухенвальд отличался особой жестокостью к узникам. Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения». В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях. 11 апреля узники фашистского концлагеря Бухенвальд подняли вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти.
В Макеевке никогда не забывают об этих событиях. В нашем городе живет не один десяток людей, которые были узниками концлагерей. Ежегодно макеевчане приходят на памятные митинги, один из них проходит обычно в сквере Славы, возле мемориального комплекса «Вечный огонь». Здесь возлагают цветы к монументу руководители города.
В нынешнем году из-за эпидемической ситуации этот день отмечен скромно.
Бывшая малолетняя узница концлагеря Освенцим жительница Макеевки Галина Герасимовна Бурякова, как и другие узники лагерей смерти, не посещала в этот раз митинг, посвященный памятной дате. Но история ее жизни потрясает, сколько бы ни прошло лет с тех ужасных событий.
Галина Герасимовна – уроженка Белоруссии. Эта республика сильно пострадала от фашистских полчищ. Оттуда было вывезено очень много людей в один из самых известных своей жестокостью концентрационный лагерь Освенцим, построенный на территории Польши. В Минске в 2012 году была издана книга «Лагерь смерти Освенцим: живые свидетельства Беларуси», где собраны воспоминания бывших узников этого лагеря, большинство из которых было в то время малолетними детьми. Среди них – Галина Герасимовна Бурякова, в девичестве Святченко, которая родилась в деревне Шухвосты Витебской области. Она чудом выжила и после войны, уже взрослой, приехала жить в Макеевку. Вот ее воспоминания:
«Папа у нас был партизаном, погиб, а нас, маму и пятерых детей, отправили в лагерь. Мама, брат и сестра оттуда так и не вернулись. Когда нас привезли в Освенцим в сентябре 1943 года, мы сразу получили номера, нам их выкололи на руке. У меня был номер 62074, а у моей сестры Лиды — 60275. Мне тогда было всего лишь 5 лет! Маму нашу сожгли в крематории. В лагере мы ее почти не видели, взрослые содержались отдельно от детей. Бараки были темными, с нарами в несколько ярусов. Окошки почти под самым потолком не давали света. И все время стоял ужасный запах. Дети умирали постоянно — от страшного голода, болезней, дурной пищи. Я помню, как у нас с сестрой брали кровь из вены и делали какие-то прививки. После освобождения нас с Лидой увезли в детский дом в Саратовскую область. Я была маленькой тогда, всего в подробностях не помню. Все мы инвалиды».
И сегодня, даже по прошествии 75-ти лет, Галина Герасимовна не хочет вспоминать о тех днях. Но все же некоторыми деталями своей биографии она поделилась с нашим корреспондентом.
«Фактически мы с сестрой находились в Бжезинке, это детская часть Освенцима в трех километрах от него, но в документах значится основной лагерь – Освенцим. В Бжезинке немцы нас держали отдельно – мальчиков и девочек. Сестра была еще младше меня, а брату было уже 11 лет, и его привлекали к работам. Нам с сестрой повезло, что у нас более редкая третья группа крови, нас трогали не часто. А тем, у кого первая и вторая – не повезло. Из пятерых братьев и сестер нас выжило трое. Потом, когда 27 января 1945 года лагерь освободили, нас перевезли в Лодзь. Это был уже просто лагерь для детей перед отправкой на Родину. После Лодзи нас, 10 ребят, повезли в село в Саратовскую область. Сельские жители создали все необходимые условия для того, чтобы мы поправили здоровье, там были и корова, и куры, нас кормили и всячески старались поддержать. Затем был детский дом в Энгельсе. Училась я в педагогическом училище, имею специальность воспитателя детского сада. Так всю жизнь и проработала с детьми в разных детских садах, сначала в Читинской области, а затем в Макеевке. После службы в армии старший брат приехал в Макеевку, и со временем, в 1959 году, перетянул меня сюда».
Галине Герасимовне довелось побывать в Освенциме еще раз, спустя много лет после войны. Это произошло в 2000-м году. Был такой период, когда Германия пыталась как-то компенсировать причиненный людям ущерб, извинялась за нечеловеческие поступки своих предков. «Нам, узникам фашистских концлагерей, выплатили одноразовую компенсацию, – говорит женщина. – Однажды от немецкой благотворительной организации я получила приглашение посетить Польшу. В группе было 20 человек с Юго – Востока Украины. Мы жили в гостинице на берегу Вислы, и каждый день нам устраивали экскурсии. В один из дней группу повезли в Освенцим. Теперь это музейный комплекс, очень страшный. Когда нам показали немецкий документальный фильм о лагере, мы плакали и были в шоке от увиденного. Побывали и в Бжезинке. Там сохранилось несколько бараков и трубы. Когда я зашла в барак, сразу узнала это место. Вспомнила, где стояли наши нары с тоненькими соломенными матрасиками. Целые сутки я не могла опомниться. Нынешние поколения немцев помнят о преступлениях Второй мировой войны, они постоянно перед нами извинялись и просили прощения. Но нам от этого почему-то не стало легче».
Ольга МАРТЫНОВИЧ