Чередниченко Клавдия Тимофеевна, 1926 года рождения
Где вы проживали перед войной, расскажите о своей семье?
Жили мы в донецкой области, в константиновском районе, в поселке Красный Кирпич, жили без отца с матерью, она в учхозе работала, мне 15 лет было, когда началась война. Перед войной в 7 класс ходила, у нас школа была в Иванополье.
Помните бои перед приходом немцев?
Перед тем, как пришли, город бомбили, нам с поселка было видно, как он группами в 35-50 самолетов налетали, нас не бомбили, мы их «коршунами» или «черными воронами» называли. А 5-го октября пришли немцы. У нас не расстреливали, но знаю, что пленных казнили, они колонну пленных прогоняли мимо нас. Танков, машин немецких много было, медленно шли, колонной на много километров. Потом коровку забрали. Их здесь практически не было, не жили никогда у нас, и власти их тоже здесь не было тоже. Был сельсовет он и отдавал команды. Ранней весной 41-го наши гоняли окопы рыть. Помню, в 41-м был раненый, у нас жил, потом он узнал, что его ищут и ушел. Первый год при немцах работала по полю (кукуруза, картошка, гарбузы, пшеница, большой был огород), матери помогала. На 2-й год фашисты открыли школу, помню, в учебниках (старых) фразы про партию повычеркивали, учителей никто не менял.
Слышали о подполье?
Да, в Шультино было.
Праздники отмечали?
Да Пасху, Рождество, Новый Год, немцы может, раз в месяц появлялись, забирали, что повкуснее. У нас приемник был, мать спрятала, Москву слушали. Помню, как наши пришли, их с 10 было, дорогу на Екатериновку спрашивали, они у нас отобедали. Поле я уже в учхозе работала, на огородах.