Побережник Вероника Станиславовна 1931 года рождения
Расскажите о своей семье, где вы жили перед войной?
В Винницкой области, в Шаргородском районе, в селе Довжок. Родители работали в колхозе, трудились…
Помните, как началась война?
Помню, объявили, но до меня не доходило.
Перед приходом немцев были бои?
Таких особых боев не было, бомбили, наши отступали, дома горели, снаряды летали, а мы в погребе прятались. Ну, а так – все. Когда мы в подвале сидели, дома были немцы. К нам в дом влетел снаряд но не разорвался. Танки ходили. Потом когда закончилось, курей, яйца забирали. Помню, как один немец говорил – «нема курка, нема яйка – дай балалайка». Немцы были не долго, у нас в основном стояли мадьяры и румыны. Они лучше немцев, хуже всех – жандармы, их немцы поставили из наших. Мы прятались от них.
Расскажите о жизни семьи при немцах.
Трудно, есть были нечего и как могли так выживали. На одной картошке жили, буряки ели.
Слышали о подполье, партизанах?
Были где-то в области, много говорят, но я не сталкивалась, слышали, что были в соседних селах.
Праздники отмечали?
Когда есть поесть – праздник. А так, знали, что есть, но был обычный будний день. Знаю, что у брата были советские книжки он по им учился, а когда пришли немцы он их всех спалил.
Знали, что происходит на фронте?
Да, от людей.
Помните, как происходило освобождение?
Немцы долго отступали, мы прятались в подвале, а брата дома не было, в лесу прятался. Потом наши пришли. Радостно было, легче, есть стало, в колхоз эвакуированный скот привезли и не страшно. Не в чем было ходить, из конопли мать ткала сорочки и все такое, я в юбки из палатки ходила, ничего не было. Наши школу открыли, на газетах писали. Учителя старые были, я в третий класс пошла. Была одна книжка – «Історія Стародавнього світу».