Лукиенко Мария Михайловна 1937 года рождения
Где вы проживали перед войной, расскажите о семье?
В Харьковской области, Балклеевский район, село Вишневое. Семья моя – отец и мать, брат, младший брат и две сестры. Отец, брат были на войне, брату и 17 не было. Все работали в колхозе.
Перед приходом немцев были бои?
Да, помню бомбили. Ночью мама хватает, там окоп, наверное, наши копали, потому что советские солдаты были. Потом немцы пришли. Потом с матерью эвакуировались в другое село. Немцы нас не трогали, младшая сестра была беленькая, кучерявая, немцы тоже белые, так они ей конфеты носили. А мы ее дразнили – «немка». В селе у нас никого не обижали. Корову не тронули, а курей забирали, но не всех, так поесть. В каждый дом заходили. Полицаев у нас не было, наверное, они у нас очень мало стояли. У нас там леса партизаны были, а подробностей я не знаю. Потом скоро наши пришли, боев не было, наверное – сами ушли. Наши даже у нас в доме были, спали.
Во время войны голодали?
Наверное, такое было время. Ели в основном хлеб, картошку, молоко.
Расскажите о школе
Перед войной была, я ходила, при немцах ее закрыли, при наших открыли в соседнем селе, много переростков было. Писали на газетах, была одна книга на всю школу. Ходить было не в чем, а после войны папа пошил мне сапожки, так вся школа пришла смотреть на сапожки.
Вы говорили, что вы эвакуировались в соседнее село, расскажите поподробнее
Мать, помню, нас собрала, мне на туфлях шнурки завязала и пошли, тогда хаты палили, наши сказали уходить в соседнее село, а у нас там как раз родственники. Там много семей было, жили в сарае. Все, что могли забрали. Потом после войны домой поехали.
Помните, как закончилась война?
По радио объявили, радости было много, у нас и брат, и отец пришли все целые и невредимые. Мать сильно молился за отца и брата. У нас была икона Николая Угодника. К нам она случайно попала, когда мать шла из церкви, увидела, как солдаты (наши) стрелять по ней тренировались, дыр много наделали. Тогда она попросила забрать ее, солдаты отдали.
Почему победили?
потому что народ такой…